Как использовать онлайн‑кассы в ЖКХ

6 апреля

Кому надо использовать

Мораторий на подобные штрафы для сферы ЖКХ и общественного транспорта истекает 1 июля 2020 года (согласно ст. 2 171-ФЗ от 3 июля 2019 года). Этот год был нужен, чтобы все успели подготовиться к правильному использованию онлайн-касс. Штрафы будут применяться к предприятиям двух групп:

  • управляющие компании и организации, обеспечивающих население газом, электроэнергией, водой, отоплением;
  • товарищества и кооперативы.

У каждой группы есть свои правила использования ККТ.

Управляющие и ресурсоснабжающие организации

Коммерческие предприятия должны использовать онлайн-кассы при всех способах расчёта, но формировать чеки по-разному — в зависимости от формы платежа.

При безналичном расчете чек выдается по запросу клиента в течение 5 рабочих дней с зачисления всей суммы. При этом ему нужно оформить этот запрос в письменном виде в течение 3 месяцев с совершения платежа. В ином случае вы не обязаны присылать чек (п. 5.10 ст. 1.2 закона 54-ФЗ).

Если клиент расплатился наличными или банковской карточкой, то выдать чек ему нужно незамедлительно и в бумажном виде. Если попросит в электронном — отправьте на почту или СМС-кой. Чтобы обработать платежи за жилье и КУ, можно использовать одну удаленную онлайн-кассу (пп. 3 п. 5.6 ст. 1.2 54-ФЗ).

Товарищества и кооперативы

Некоммерческим организациям надо использовать онлайн-кассы во всех случаях, когда житель платит наличными или банковской картой

В случае безналичного расчета обязательность зависит от вида оплачиваемых услуг и членства в объединении. 

Не надо использовать ККТ при безналичном расчете:

  • Если товарищество или кооператив оказывает услугу члену объединения в рамках уставной деятельности.
  • Если платят за помещение и коммунальные услуги.
  • Если платят за капитальный ремонт (письмо Минфина России № 01-02-04/03-49678 от 5 июля 2019 года).
  • Если это перерасчёт, при котором собственник не вносил деньги (письмо ФНС России № ЕД-4-20/12093@ от 21 июня 2019 года).

Надо использовать ККТ даже при безналичном расчете:

  • Если ТСЖ оказывает платные услуги собственнику, который не входит в объединение.

Как работать с чеками

Кто отвечает

За чек отвечает та организация, на расчётный счёт которой поступили средства (письмо ФНС № ЕД-4-20/15964@ от 12 августа 2019 года): на счет УК — чек формирует УК, на счет ресурсоснабжающей организации — онлайн-кассу использует ресурсоснабжающая организация. 

Если средства поступают через агента, например через расчетный центр, то он должен применить ККТ. А вот если деньги прошли через ТСЖ в ресурсоснабжающую организацию, то касса не используется, так как это расчет между юридическими лицами.

Какие чеки нужны

Вид чека зависит от факта оказания услуги. 

Если требуется выдать чек после выполнения услуги, вам нужен один чек с признаком «Полный расчет». Если клиент совершил авансовый платеж, то понадобится 2 чека. Первый зафиксирует предоплату, второй — оплату.

Первый чек должен иметь один из 3 признаков: 

  • 100%-ная предоплата (клиент внес полную предоплату, а в момент передачи денег известно, какие услуги и в каком объёме будут оказаны);
  • предоплата (про услуги также известно, но клиент внес только часть предоплаты);
  • аванс (в момент передачи денег непонятно, какие услуги и в каком объёме будут оказаны).

Второй чек нужен, чтобы зачесть платеж из первого чека. Организации из сферы ЖКХ могут объединить все предоплаты или авансы в один чек. Его надо подготовить не позднее чем через 10 дней после окончания расчётного периода. Он не должен превышать 1 месяц. Отправлять этот чек клиентам не надо (п. 2.1 ст. 1.2 54-ФЗ). 

Рекомендаций, как именно оформлять такие чеки, пока нет. Следите за нашими новостями.


Другие новости

25 мая

СКБ Контур разработал плагин, позволяющий установить Контур.Экстерн на устройства с операционной системой Astra Linux. Теперь пользователям Linux доступны все функции сервиса.

25 мая

Специалисты Контур.ОФД провели анализ продаж популярных товаров до карантина и во время него. О неожиданных результатах — в нашем материале.

25 мая

Контур открыл горячую линию для пользователей 3 продуктов: УЦ, Сопровождение торгов и Закупки. Специалисты расскажут, какие изменения появились в закупочном законодательстве, и дадут совет, как решить непростую ситуацию.

15 мая

Хорошие новости для клиентов Контур.ОФД: вы до конца года сможете бесплатно пользоваться Контур.Кликом — сервисом, который помогает создавать интернет-магазин. В статье расскажем, зачем и как с ним работать.